Официальный сайт центра кластерного развития Мурманской области

Проект «Открытая галерея»

Описание проекта

Искусство – это душа культуры, оно приобщает человека к историческому, социальному, культурному опыту. Искусство преобразовывает и обогащает внутренний мир человека.

Проблема, которую призван решить проект – отсутствие заинтересованности населения в искусстве, особенно молодежи, которая живет по принципу: «Искусство – отдельно, жизнь – отдельно». Данная потребность не встроена в традиции домашнего и школьного досуга, поэтому молодое поколение растет абстрагировано от искусства. Это касается как малых городов и сел, так и крупных городов, где общество, в большей степени, нацелено на сферу развлечений.

В Законе «О культуре и сохранении культурного наследия» культура признается основой духовно-нравственного развития современного общества в России.  Данную цель возможно реализовать только при наличии системы художественного образования, направленной на сохранение ценностных ориентаций культуры и искусства, а также высоких нравственно-эстетических идеалов, норм и культурных традиций. Художественное образование являет собой эффективный механизм трансляции культуры.

Проект «Открытая галерея» направлен на повсеместное художественное образование, формирование большего количества контактов населения с известными художественными произведениями – достоянием нашей страны.

Проект призван реализовать просветительскую идею воспитания «человека культуры», создания сообщества единомышленников, обеспокоенных низким уровнем знаний в области искусства, отсутствием элементарных понятий в области классической и современной живописи.

Цель проекта – эстетическое и духовно-нравственное воспитание населения, популяризация и продвижение русского искусства, повышение уровня культуры жителей Российской Федерации через проведение выставочных проектов на коммерческих площадках, принадлежащих предпринимателям (магазины продовольственные и промтоварные, частные кружки и секции, караоке, рестораны и кафе, SPA-салоны, парикмахерские, спорткомплексы и т.д.).

Представители молодого поколения воспитаны в формате агрессивных интернет-текстов, шаблонных ценностных пристрастий и не могут похвастаться простейшими знаниями в области изобразительного искусства, пониманием языка и выразительных приемов. Проект же знакомит жителей с шедеврами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в общедоступных местах.

Главные действующие лица проекта – предприниматели РФ, которые создадут условия под выставочные зоны в собственных коммерческих объектах, где и состоится диалог жителей с искусством.

Предприниматели становятся основными амбассадорами проекта, т.к. они более мобильны, гибки и готовы вкладывать собственные ресурсы. Выставочные проекты будут располагаться в коммерческих объектах – маленьких сельских магазинах, городских супермаркетах, торговых центрах, кинотеатрах, спортивных сооружениях, частных парках и др.

Проект предполагает взаимодействие предпринимателей с культурными институциями, учреждениями культуры, музеями по формированию, производству и продвижению образовательного контента в сфере искусства, включающего помимо создания выставки, методическое сопровождение – экспликации, сопроводительные тексты, этикетаж, аудиогиды, мультимедийный контент. Кроме того, большинство учреждений культуры уже имеют мультимедийный контент благодаря национальному проекту «Культура», где на основе цифровой платформы «Артефакт» создается мультимедиа-гидов по государственным и муниципальным музеям с применением технологии дополненной реальности. Выставочные проекты в коммерческих пространствах, с использованием копий произведений из фондов музеев страны, поспособствуют выходу музеев за пределы своего внутреннего пространства. Музей становится доступным и привлекательным для аудитории, формирует новые точки входа.

В современных реалиях, достаточно трудно завлечь аудиторию в музей для знакомства с прекрасным, поэтому для популяризации искусства и первого контакта, необходимо встроить его функционал в "места обитания" аудитории. Там же целесообразно поместить элементы интерактива и обратной связи, исследования и тестов по выявлению уровня образования в сфере культуры. Таким образом, граждане узнают о различных произведениях искусства, музеях страны, не покидая своих городов, сел, деревень.

Для музеев и учреждений культуры – это дополнительная реклама и привлечение новой аудитории. Для предпринимателей – новая форма работы с аудиторией, которая несет в себе созидательную миссию.

 Для осуществления главной идеи проекта необходима помощь основного кластера страны – предпринимателей, готовых создавать подобные пространства и выставки. Каждый предприниматель может создать собственную линейку мероприятий, что сделает проект живым и постоянно развивающимся за счет привлечения новых идей и нового видения участников. С целью обновления экспозиции на коммерческих площадях и привлечения аудитории под новые выставочные проекты, предприниматели, входящие в сообщество, смогут обмениваться напечатанными репродукциями.

Имеющийся опыт:

Наша команда создала проект открытой галереи, где представлены фото-полотна известных художников. Выставка находится в открытом доступе, в одном из небольших магазинов г. Волгограда по адресу: пос. Горный, ул. Журавлинская, д.20. Галерея насчитывает 20 экспонатов, для создания которых наша команда в течение 4-х месяцев тщательно подбирала цифровые копии полотен, достойную типографию с высококачественной печатью, а также багетную мастерскую и профильных специалистов для обслуживания галереи. В данной экспозиции уже представлены картины Репина И. Е. и Айвазовского И. К.

На текущий момент создается выставочный проект на основе произведений из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова на средства предпринимателя, который и открыл вышеупомянутую галерею в поселке Горный. Данная выставка будет передана музею им. И.И.Машкова для дальнейшей демонстрации в других городах Волгоградской области, а после «гастролей» вернется на коммерческую площадку создавшего ее предпринимателя.

Социальная значимость проекта

Проект «Открытая галерея» носит, прежде всего, просветительский и патриотический характер. Умение видеть и понимать искусство воспитывается с детства, но и взрослый человек, никогда не соприкасавшийся с подлинным искусством, способен наверстать упущенное.

В современных реалиях потребления людям привычнее сходить в торговый центр, где они получат необходимые для себя эмоции, нежели идти в галереи, музеи, которые для многих являются сложными и непонятными институтами - отсутствует культура такого рода досуга. В настоящее время местами притяжения стали коммерческие площадки, принадлежащие предпринимателям: продовольственные и промтоварные магазины, караоке, рестораны и кафе, SPA-салоны, парикмахерские и спорткомплексы. Теперь они являются не только торговыми площадями, но и интересными   зонами для досуга с разного рода активностями и развлечениями. Капиталистическая модель, целью которой является получение и приумножение прибыли, стала постепенно менять отношение к искусству. Искусство стало предметом потребления и подчиняется общему механизму действия потребительского общества, поэтому, для вовлечения большей части населения в изучение собственной культуры, данный проект кардинально меняет формат взаимодействия искусства и человека – искусство становится не чем-то элитарным, а доступным и повсеместным.

По статистике посещаемости в малых городах наблюдается спад посещений музеев аудиторией школьников, всего 10 человек в месяц. Что же говорить о селах и деревнях, где полностью отсутствуют объекты культуры - музеи, галереи, выставки. Здесь единственным местом общения и культурного досуга становится обычный сельский магазин, куда жители деревни или сельского поселения приходят не только за продуктами, но и за новостями. Таким образом, они и вовсе лишены возможности приобщиться к культурному наследию России – растет целое поколение, оторванное от культуры и искусства.

Исследования показывают, что абитуриенты ВУЗов культуры и искусства и педагогических ВУЗов демонстрируют низкий уровень творческого воображения. При этом, как показывают психологические наблюдения, угасание творческого воображения сопровождается глубокими нарушениями в чувственной и психической сферах. Одновременно возникает проблема сохранения культурной идентичности. Все это делает обоснованным и необходимым активную популяризацию искусства в пространствах, которые для аудитории являются наиболее привычными. Это лишь первый шаг знакомства, который в дальнейшем может привести к более глубокому изучению культуры.

Кроме того, работа с культурно-символическими ресурсами важна и для развития территории, локальных брендов, предпринимателей, которые создают образ территории. Задача проекта – задействовать культуру и искусство в качестве уникального ресурса для создания новых символов, образов, смыслов и ценностей. Мы считаем важным формирование позитивного имиджа территорий, в том числе, малых городов, сел, деревень с помощью местных культурных, исторических и географических ресурсов.

Проект соответствует целям государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. 9 ноября 2022 года вышел Указ Президента РФ В.В. Путина №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Как говорится в Указе, традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

Проект демонстрирует достояние Российской культуры и делает его доступным для населения. Трансляция ценностей, которые заложены в наследии русских художников: патриотизм, стремление к самосовершенствованию и созиданию, здоровый образ жизни, помогут населению РФ сформулировать и пересмотреть собственные жизненные ориентиры на примере прекрасного, что будет способствовать эстетическому, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, как молодого поколения, так и жителей в целом.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни».

Ожидаемые результаты

Создание совета, комиссии, союза, в состав которого войдут:

предприниматели РФ, готовые создавать на своих коммерческих площадях выставочные проекты;

 музейные эксперты, представители различных культурных сообществ сферы искусств;

государственные органы власти. 

Задача такого союза – координация деятельности проекта, расширение и вовлечение в него большего числа участников для организации подобных музеев открытого доступа.

Актуальность проекта

Обогатятся представления жителей РФ об истории и культурном наследии русского искусства, что повысит уровень культуры в целом, аудитория погрузится в более глубокое изучение произведений искусства через привлекательные современные технические средства и элементы интерактива.

Повысится интерес к коллекциям музеев-участников проекта, чьи произведения будут использованы в выставочных проектах.

После первого контакта с искусством в пространстве магазина, супермаркета, спорткомплекса, торгового центра аудитория может заинтересоваться и прийти в музеи и учреждения культуры для более глубокого изучения и погружения. Проект будет способствовать увеличению посещаемости муниципальных музеев, организаций в сфере культуры. Для учреждений культуры – это дополнительные возможности по привлечению аудитории.

Проект будет способствовать формированию культурной идентичности страны, что повысит туристическую привлекательность.

Масштабирование проекта

Российская/русская культура сегодня – часть мировой культуры. Она активно вращается в глобальном калейдоскопе имен, брендов, знаков, артефактов и произведений искусства. Российские имена, будь то И. Айвазовский, В. Кандинский, К. Малевич, хорошо представлены на глобальном культурном рынке, и, продвигая их, Россия принимает активное участие в знаково-культурной конкуренции.

Но это не исключает и более «тонкой надстройки» культурной дипломатии России. В идеале она должна формировать ожидания, надежды, устремления, типы поведения и образ жизни людей в зарубежных странах.

Если идеология как интеллектуальный продукт и система определенных взглядов и ценностей задает цели и вектор общественного движения, то культура рождается и развивается не только в ходе работы мысли, но и в результате эмоционального, духовного, эстетического и просто материально-физического взаимодействия человека с окружающей его реальностью. Многогранный опыт, формирующийся из этого взаимодействия, его передача и обогащение каждым новым поколением – это и есть культура.

Поэтому, проект в дальнейшем, планируется расширить и распространить на территории других стран для продвижения русской культуры, расширяя, таким образом, сферы своего влияния.

Первая страна, с которой планируется выстроить взаимодействие – это Беларусь, как наиболее близкая по духу и ценностям страна. Планируется выстроить взаимодействие с белорусскими художниками, предпринимательским и музейным сообществом.

Уважаемые коллеги и все неравнодушные к искусству сограждане!

Мы приглашаем органы власти, директоров музеев, искусствоведов, союзы, причастные к сфере культуры, присоединиться к проекту для выработки общей стратегии по развитию «Открытой галереи».

В свою очередь предлагаем свои методологические и информативные наработки для дальнейшего объединения совместных усилий в создании совета по работе над проектом, повышению культурной составляющей духовного потенциала россиян и расширению географии проекта.

 

 

 

Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор Грантовая поддержка начинающих инновационных предпринимателей, имущественная поддержка
Центр поддержки предпринимательства Мурманской области
Информационно-консультационные услуги по различным направлениям
Фонд развития малого и среднего предпринимательства
Мурманской области

Микрофинансирование, субсидирование, гарантийный фонд
Портал малого и среднего предпринимательства
Мурманской области

Информационный портал
Минэкономразвития России
Орган федеральной государственной власти
Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области
Орган региональной государственной власти